ООО "Электрохауз"
Беларусь,
Минск, ТВЦ Аквабел, д.Боровая, 1
Горячая линия
+375 (29) 14 111 14 +375 (17) 337 99 93
Каталог
Интерьерное освещение для дома. ™ Nowodvorski (Польша).
Бытовое и техническое освещение. Источники света. ™ Kanlux (Польша).
Интерьерное и техническое освещение ™ AZzardo (Польша).
Интерьерное и техническое освещение. ™ Zumaline (Польша).
Интерьерное освещение.
Декоративное освещение из стекла
Elgo Advision S615R: эффективность освещения дорог
Освещение дорог — одно из важных направлений внедрения светодиодных технологий. В самом деле, светодиодные светильники потребляют мало энергии, не требуют частого обслуживания, да и просто стильно выглядят. Проблема была лишь в низкой светоотдаче. Но новый светильник Elgo Advision S615R, характеристики которого мы исследовали, лишен этого недостатка.
Для светильника, установленного на дороге, важно создавать равномерный свет, который бы при этом не ослеплял водителей. Раньше для решения этой задачи использовались специальные рассеиватели, линзы или отражатели для групп светодиодов. При создании Elgo Advision S615R польские разработчики смогли нас удивить: каждый светодиод имеет свой отражатель. В результате каждый светодиод освещает «свой» участок дороги. Мы решили выяснить, насколько эффективен данный подход.
Стильный дизайн Elgo Advision имеет вполне функциональное предназначение
Elgo Advision S615R представляет собой современный светильник с впечатляющими техническими характеристиками.
Технические характеристики Elgo Advision S615R, заявленные производителем
Напряжение питания, В 90-260
Частота сети, Гц 50-60
Количество светодиодов 90
Коэффициент мощности 0,933
Потребляемая мощность, Вт 118-125 (в зависимости от типа светодиодов)
Максимальный суммарный поток светодиодов, лм 10655
Светоотдача оптической системы 80%
Срок службы светодиодов, ч 50000
Диаметр мачты (кронштейна), мм 42–60
Угол наклона держателя, градусов -5 … 15 (на вертикальной мачте);
-15 … 15 (на горизонтальном кронштейне).
Угол наклона кронштейна, градусов 0-30
Степень защиты IP66
Размеры (длина x ширина x высота), мм 785 х 294 х 159
Масса, кг 11,8
Температура окружающей среды, C -30 … +40
Верхняя часть корпуса светильника изготовлена из литого алюминия, а для улучшения теплоотвода его поверхность выполнена ребристой. Снизу корпус закрыт плафоном из поликарбоната, который крепится винтами с внутренним шестигранником. Уплотнитель нанесен на поверхность плафона, благодаря чему обеспечивается высокая степень герметичности - IP 66. Благодаря малой высоте корпуса площадь боковой поверхности светильника, подверженной действию ветра, составляет всего 0,083 м2. Таким образом, инженеры добились повышенной устойчивости к воздействию сильных порывов ветра.
Светодиоды в Advision расположены на специально разработанном несущем алюминиевом профиле с улучшенной теплопроводностью. Профиль, который крепится к корпусу, оснащен дополнительными элементами, увеличивающими теплопроводность к радиатору в верхней части светильника.
Несущий профиль состоит из шести плоских продольных поверхностей, наклоненных под различными углами к поверхности дороги, причем эти поверхности попарно симметричны.
Для точного направления светового потока и формирования светового тела в светильнике Advision использована специальная оптическая система. Она состоит из отражателей, выполненных из пластмассы ABS, с металлизированной поверхностью с высоким коэффициентом направленного отражения. Точное распределение света достигается за счет применения в системе трех различных отражателей с разной геометрией, отличающихся углом распределения света.
Различные виды отражателей использованы в зависимости от расположения диодов на трех противоположных плоскостях несущего профиля, установленных под разными углами.
Светильник Elgo Advision S615R производитель предлагает в нескольких модификациях, отличающихся комплектацией и цветом корпуса. Кстати, можно заказать изготовление светильника с корпусом не только из готового набора цветов, но и практически с любым другим оттенком палитры RAL.
Устройство снабжено микропроцессорным блоком питания, который дает новые функции. При выходе из строя одного из светодиодов осуществляется коммутация других светодиодов таким образом, чтобы светильник сохранил работоспособность. Интеллектуальный блок питания позволяет автоматически снижать мощность при идентификации перегрева.
Некоторые модификации снижают на 30% свою мощность глубокой ночью без дополнительных команд. На основании анализа времени включения и выключения в предыдущие пять дней светильник определяет временной промежуток снижения мощности таким образом, чтобы он был посередине. Нужно только задать продолжительность этого периода. Преимущество этой системы особенно заметно, когда светильник установлен на проселочной дороге или на магистрали вдалеке от населенных пунктов. Не надо организовывать дополнительный канал связи для управления уровнем освещения, значительно упрощается обслуживание системы.
Для любителей консервативных решений выпускается Elgo Advision S615L, в котором применена вторичная оптика на основе линз.
Мы протестировали модификацию Elgo Advision S615R WO 005979. Некоторые из результатов измерений приведены в таблице. Производитель заявил значение суммарного светового потока 10665 лм для светодиодов. Умножив это значение на светоотдачу оптической системы 80%, получаем 8532 лм для светильника. Измерения показали, что реально световой поток светильника составил 8870,4 лм, т.е. на 3,9% выше, что можно объяснить технологическим разбросом.
Потребляемая мощность 124,4 Вт оказалась в заявленных производителем пределах.
Некоторые параметры Elgo Advision S615R, полученные в результате измерений
Суммарный световой поток, лм 8870
Потребляемая мощность, Вт 124,4
Светоотдача, лм/Вт 71,3
Коррелированная цветовая температура, K 5506,9
Угол раскрытия по уровню 0,1, горизонт., градусов 158,8
Угол раскрытия по уровню 0,1, вертик., градусов 54,4
Угол раскрытия по уровню 0,5, вертик., градусов 29,3
Впечатляет высокая светоотдача светильника - 71,3 лм/Вт, причем это у всего светильника с потерями на блоке питания, отражателях и защитном стекле плафона, а не у светодиодов, которые в нем установлены. Такая высокая светоотдача обусловлена как высоким качеством использованных светодиодов, так и особой оптической системой. Для сравнения, светоотдача других светодиодных светильников того же класса и ценовой категории, как правило, не превышает 50–60 лм/Вт. Кроме этого, светоотдача Elgo Advision S615R значительно выше и чем у светильника с ртутной лампой высокого давления.
В процессе проведения измерений была также определена диаграмма распределения силы света. Из нее можно сделать вывод, что обеспечивается непрерывность зоны освещения при переходе от одного светильника к другому.
Однако поверхность дороги прямо под светильником будет, как ни странно, освещена слабее, чем на расстоянии нескольких метров от мачты. Это - один из «сюрпризов» используемой в светильнике оптической системы. Кроме этого, из диаграммы можно понять, что светильник пригоден для освещения максимум двух полос дороги. Соответственно, при расположении светильников по обе стороны от дороги, эта модель пригодна для дорог не более чем с четырехполосным движением.
При проведении измерений выяснилось, что светильник дает очень качественный спектр света. Говоря обычным языком, свет по спектру близок к солнечному, что позволяет водителю лучше разглядеть мелкие детали на дороге.
Однако обнаружилось расхождение измеренной цветовой температуры и данных, приведенных на сайте для модификации Elgo Advision S615R WO 005979. Так, производитель заявляет о цветовой температуре 6300K, однако, измерения показали 5509,6K. Это можно объяснить модернизацией светильника производителем. Используются светодиоды с более низкой цветовой температурой, свет которых субъективно воспринимается более комфортно.
Как велись расчеты
Основной проблемой, характерной для светодиодных светильников, является снижение контрастности зрения водителя, иногда именуемое «эффектом ослепления», поскольку светодиоды представляют собой яркие точечные источники света. Этот эффект проявляется при неправильной установке светильника. Надо отметить, что достоверно определить, будут ли светильники слепить глаза водителям в реальных условиях эксплуатации можно, только проведя измерения на опытном участке эксплуатации. Тем не менее, есть способы приблизительно оценить пригодность светильников для тех или иных классов дорог.
За основу берется принятый в странах Евросоюза стандарт EN 13201, поскольку для него наилучшим образом разработаны математические методы. В частности, именно на этот стандарт ориентируется популярная программа Dialux. Эксперты предварительно оценили сферу применения светильника как магистрали районного значения. Данному типу дорог в Европе приблизительно соответствует класс освещенности ME4a.
Далее надо определить высоту установки светильника, при которой выполняются нормы по ослепленности и вычислить для нее среднюю горизонтальную освещенность покрытия. По этому параметру можно определить класс дороги согласно СНиП 23-05-95 в редакции от 2003 года. Если класс дороги существенно отличается от того, что предполагалось изначально, нужно будет снова пересчитать высоту подвеса светильника, исходя из другого класса освещенности. Но в данном случае прибегать к этому не пришлось.
Для того, чтобы понять, для дорог какого класса подойдет светильник Elgo Advision S615R, было выполнено проектирование в программе Dialux. Высота подвеса светильника принимала значения 8, 10 и 12 м. В таблице показаны значения средней яркости покрытия, а также показателей U0 - отношение минимальной яркости дорожного покрытия к среднему значению по всей поверхности дороги, UI - отношению минимальной яркоcти к максимальному значению вдоль линии зрения наблюдателя, обычно направленной вдоль оси дороги и TI - пороговое приращение контраста, определяющих комфортность освещения для водителя, при разных высотах подвеса. Они сравниваются с нормами для класса ME4a по стандарту EN 13201, принятому в странах Евросоюза. При проведении математического моделирования расстояние между светильниками было взято равным 30 м.
Параметр TI важен для безопасности на дороге, поскольку он во многом влияет на ослепленность водителя светом от уличных фонарей. Как мы видим из таблицы 3, этот показатель находится в пределах, допускаемых стандартом стандарту EN 13201 для дорог класса ME4a, при высоте опоры не менее 10 м. Надо отметить, что полностью указанный стандарт соблюдается при высоте подвеса 12 м. Именно для высоты опоры 12 м и показана визуализация на иллюстрации. На практике, скорее всего, светильник будет эксплуатироваться на опорах высотой 10 м, поскольку они более дешевые и распространенные, чем опоры высотой 12 м.
Значение показателей, определяющих комфортность освещения для водителя, при разных высотах опоры и разных точках наблюдения
Высота мачты, м Lср, кд/м2 U0 UI TI, %
8 1,83 … 2,11 0,3 0,3 … 0,5 13 … 18
10 1,69 … 1,96 0,2 … 0,3 0,4 … 0,5 10 … 13
12 1,79 … 1,91 0,6 0,6 10 … 11
Норма для класса ME4a ?0,75 ?0,4 ?0,6 ?15
Как показало математическое моделирование для четырехполосной магистрали, средняя горизонтальная освещенность покрытия дорожного полотна при высоте подвеса 10 м будет не менее 10 лк. Согласно СНиП 23-05-95 в редакции от 2003 года, светильник пригоден для дорог класса Б (магистральные улицы районного значения) с интенсивностью движения 500–1000 машин в час.
Выводы:
Светильник Elgo Advision S615R в своем классе обладает безусловными конкурентными преимуществами:
• высокая светоотдача;
• комфортная температура цветности;
• продуманная конструкция корпуса с учетом суровых климатических условий;
• удобный монтаж благодаря универсальному креплению для горизонтальных и вертикальных опор с регулировкой угла наклона в двух плоскостях;
• привлекательный дизайн корпуса с продуманным термоменджментом; автоматизация энергосберегающих процессов: диммирование и полное отключение без участия специальных систем управления или человеческого фактора;
• автоматическая система предупреждения перегрева и защита от перепадов напряжения, а также сохранения работоспособности в случае выхода из строя одного из светодиодов;
• 5-летняя гарантия.
За счет комплексного подхода к проектированию уличного светодиодного светильника инженерам польского светотехнического завода Elgo Lighting Industries S. A. удалось создать уникальный продукт, доступный теперь и в Беларуси.
К недостаткам можно отнести не очень высокое отношение минимальной яркоcти к максимальному значению вдоль линии зрения наблюдателя, что требует особого внимания при проектировании освещения магистрали во избежание дискомфорта для водителей. Рекомендуется устанавливать на мачты высотой не менее 10 м. Количество полос на дороге не может превышать четырех.
Математическое моделирование показало, что светильник пригоден для освещения магистральных улиц районного значения со средней интенсивностью движения, но это лишь одна из сфер его применения. Advision S615R особенно хорош для освещения парковочных стоянок, придворовых территорий и прогулочных маршрутов. За счет комфортного теплого цвета свечения и высокого индекса цветопередачи создается высокое качество освещения — именно об этом многие производители забывают.
Назад